В 2021 году исполняется 50 лет Детской школе изобразительных искусств имени Ким Л.А., которая была организована в 1971 году художником педагогом Ким Леонидом Александровичем. Его имя в честь 30-летия присвоено детской художественной школе г. Якутска. Школа все годы несет ведущую роль в развитии детского творчества, и по сей день остается востребованной, и как показывает опыт последних лет, она так же популярна, как и все 50 лет существования
Это 10-я традиционная выставка художников – преподавателей. Коллектив педагогов школы в основном профессиональные художники, которые посвятили свою жизнь творчеству детей. Наши педагоги — это восторженные поклонники творчества детей, их смелости и непосредственности. Школа кроме программы по изобразительному искусству, успешно занимается пропагандой детского творчества, выставочной деятельностью, не только в родном городе, стране, но и за
рубежом. Через ум и доброту, чистоту детских работ педагоги хотели приобщить всех к вечному, мудрому, в чистую веру сохранения нашего мира.
Данная выставка демонстрирует плоды творчества художников-педагогов, многообразие творческих манер и художественных картин. Экспозиция включает произведения живописи, графики: пейзажи, натюрморты, портреты; декоративно-прикладного искусства: керамика, резьба по кости, резьба по дереву. Авторы произведений гармонично сочетают в себе таланты художника и преподавателя, являются продолжателями лучших традиций отечественной школы искусства и педагогики. Каждый преподаватель успешно совмещает призвание учителя с собственным, авторским творчеством. Невозможно переоценить влияние учителя на формирование творческой личности ребенка. Художник-педагог – это своеобразный духовный наставник. Он не только дает своим ученикам знания в разных областях изобразительной деятельности, но и стремится приобщить их к мировым художественным ценностям, воспитывает на примерах добра, нравственности и красоты.
СЛАВА И ГОРДОСТЬ НАРОДА
Данная экспозиция состоит из предметов входящих в частное собрание коллекционера, ветерана спорта и директора Музея спорта РС (Я) Друзьянова Михаила Егоровича, а также экспонатов из фондов Якутского объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.
Основным экспонатом выставки является экземпляр газеты «Правда» от 14 апреля 2961 года с заголовком «СТРАНА СОВЕТОВ ОТКРЫЛА НОВУЮ ЭРУ В ПРОГРЕССИВНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» и обширным интервью с Первым космонавтом.
Этот артефакт славного космического наследия нашей страны, а также многочисленные сувениры, издания и копии документов были собранны за долгие годы Михаилом Егоровичем Друзьяновым, в качестве свидетельства глобального по значимости события и огромной народной любви и гордости к первому космонавту планеты.
И собрание М.Е. Друзьянова и предметы музея посвящены тому что, открыв славную эпоху освоения космоса, советский народ дал дорогу к звездам человечеству и по этому пути прошли многие доблестные космонавты. Им посвящали стихи и книги, настольные наборы фотографий, значки и чашки украшали дома, а монументы и улицы с именами космонавтов и ученых украшают города.
КОПИ СМЕХ К ЗИМЕ
Эта выставка про Якутию, про место на земле, показанное через личное проживание каждым участником смыслов ее территории.
В проекте собраны рассказы художников о себе, о близких им людях, о родных местах, переданные через взгляд на молодость, как период формирования человека как личности, автора как художника, через исследование мотивов к художественному высказыванию, как способу самоопределения и включения себя в смысловой ландшафт.
«Копи смех к зиме, Как животное копит мех и сало…» — строки молодого поэта, философа и валторниста Габбы (Глеба Габаева ) в контексте исследования художественного сообщества, становятся некой геокультурной метафорой, связанной в одной смысловой плоскости с накоплением и синтезированием радости как источника витальности, особенно в условиях Севера, а в другой — с понятием радости как глубинного смысла и мотива к творческому высказыванию. Накопление смеха, радости, весенних дождей, первой любви, короткого лета, все это есть акт присвоения в экзистенциальном модусе творчества как истинной цели человека.
Художественная среда Якутии сегодня - это явление, возникшее на стыке экспериментального искусства молодых художников конца 1980-1990 годов, авторов которые начали свой творческий путь в нулевые годы в тот период, когда начали активно возникать российские институции и фестивали современного искусства, а также представителей поколения художников последнего десятилетия.
Три поколения художественного сообщества — три системы, не противостоящие друг другу. Границы возраста условны, границы методов художественной артикуляции различимы. Сегодня все три поколения создают смыслы опираясь на эмоциональный капитал, собранный в молодости, их траектории пересекаются, они зажигают друг друга, резонируют.
Если рассматривать выставку как исследование, как срез тех процессов, которые релевантны понятию современно го якутско го искусств а, то каждый автор и его методы репрезентации реальности, определение своей самости через искусство, становится вехой, историческим периодом.
Для описания первого поколения авторов — участников выставки есть очень меткое якутское выражение, характеризующее нечто резонансное «салгыны хамнатан бардылар», что в переводе можно обозначить как «заставили вибрировать воздух». Вибрации воздуха, созданные в конце прошлого столетия артистическими самоорганизациями, стали своего рода «пассионарными толчками» в искусстве.
"А теперь радуйтесь. Радуйтесь»*.
Ироничная, более того веселая якутская модерность начинается в 1990-е годы, когда заканчивается советский период и обнажается напряжение, связанное с идеологической и скрываемой колониальной повесткой отношений центр-периферия . В этот период появляется дискурс, сформировавший уникальный личный опыт этого поколения, связанный с любованием традиционной культурой и рефлексией актуальн ой повестки, самоидентификацией в контексте времени, а также порой шутливой самоэкзотизацией.
Творческая группа «Флогистон» своим названием, попавшим абсолютно точно в контекст времени и пророчески заявившем о том значении, которое это объединение будет иметь в смысле эмоционального ресурса для каждого члена группы в будущем на всех этапах творческого развития, стала стартовой площадкой для поколения, которое было и остается в авангарде концептуального искусства в Якутии. Неформальные проекты групп «Узкий взгляд» и «АзАрт», в состав которых входят Наталья Николаева, Ольга Скорикова, Анна Петрова – Кэрэһит сегодня продолжают практику вне институционального коллективного художественного высказывания.
«… процессы, возникающие в художественной среде, даже можно сказать веление времени, рассматривающие глубинные изменения, происходящие в культуре, в нашей жизни требуют вылиться в ту или иную форму выражения. Это происходит вне желания материального стимула, а как поиск нового художественного языка, выражения некоей внутренней потребности, отражения переживаемой событийности. И это характерно для любого художника, где бы он не жил, также и для времени, в котором бы он не работал» (Наталья Николаева)
«…то, что есть резонанс от «Флогистона», мы начинаем рефлексировать только сейчас, их юность как бы все еще присутствует эхом для нас в нашей юности…» (Света Романова)
Аутентичная практика свойственная поколению тех, кто застал последние годы советской реальности и рос в 1990-е годы. в период усиления национальной культурной повестки, выразилась в зрелом возрасте в колебания между поиском своей принадлежности к времени, поиска себя внутри меняющегося культурного ландшафта и исследовательским этнографическим интересом к родовой памяти, архаическим пластам якутской культуры.
Для таких авторов как Устинья Прокопьева, Надежда Комиссарова , выступающих здесь как индивидуально, так и коллективно, для авторов творческой группы «Архетип» период первых десятилетий нового тысячелетия, стал временем, сформировавшим их своеобразный эпистемологический опыт. Если для одних авторов этого поколения традиционное, народное в искусстве изначально являлось органичной частью индивидуальности, происходящей из семейных ценностей, сельской жизни, то другая часть через художественные практики интерпретации народного, приходила к осознанию своего этноса.
«Якутия внутри» для третьего поколения заключается в глубинном художественном исследовании внутренних процессов, в искреннем интересе к мироощущению человека. Отказываясь от практики репрезентации и воспроизведения знакомых этнических образов и символов, такие авторы как Джулияна Семенова, Светлана Романова, Анна Иннокентьева — Енот, Александр Иннокентьев — Кыһыҥҥы ойуур, Кюннэй Егоровой - Йэн Сур обращаются к иной оптике — к саморефлексии и партисипаторным художественным практикам, экологической повестке.
Третье поколение отличается совершенно другим опытом формирования личности в глобальном информационном пространстве, опытом жизни и обучения за рубежом, интеграции в международный художественный контекст.
« Mожет быть , как раз -таки отличие нашего третьего поколения в том, что понятие времени немножко исказилось с появлением и доступностью информации. Т о есть в нашей плоскости теперь столько прошлого, и это как бы и привилегия, ведь нам уже проложили дорогу и дали материал для рефлексии, но в то же время сложность —нам надо понимать , как все это уложить в современность. Особенно , когда столько всего глобального присутствует, и отделять себя и находить в симбиозе с этой глобальностью аутентичность. То есть быть проводниками и смотреть на отклики культуры в других местах, даже где они могут быть совсем незаметными (как стереотипно узнаваемые). и думаю это отчасти почему еще партисипаторные практики тоже как бы стали уместны». (Света Романова)
Авторы, представленные на выставке , в очень частных разговорах о том, какими мы все были , есть и будем, не сговариваясь говорили о времени, как о том абсолюте, который является для каждого трансцендентной величиной и о четвертом поколении — совершенно новой генерации искусства Якутии, которая еще не видна, но ощутима как предчувствие.
«Сезонности — это не просто бинарные плоскости, но своего рода цикличные явления, а процессы «взросления» — это постоянный период , в котором мы все люди партисипируем . Здесь нет привязки к канонам возраста, а подсчет, учитывая культурную специфику , идет в формате сезонности. Как считали , допустим раньше может быть — я прожил там н-ное количество зим». (Света Романова)
В своей хоть и спорной, но весьма поэтичной теории поколений Штраус и Хау называли выявленные ими периоды «сезонами истории», сравнивая период Пробуждения с летом , а Кризис — с зимой.
Эта метафорическая сезонность, как и природная смена зимы и лета, важная для Якутии, также смена поколений, названная в теории Превращением, моментом, когда новое поколение проживает свою молодость чтобы вступить в главную роль, стала для выставки точкой встречи разных художественных концепций. Молодость и лето – время открывать в себе художника и копить радость к зиме…
*Строки из текста хеппенинга Натальи Николаевой. Выставка «Отсюда и досюда». 2005 г.
Тотальная инсталляция к 145-летию А.Е. Кулаковского
Тотальный значит всеобъемлющий. Вокруг творчества выдающегося поэта, ученого, просветителя, историка, собирателя якутского фольклора, пророка, основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского - Өксөкүлээх Өлөксөй объединяются современные художники Якутии разных направлений и поколений. Создание всеобщей инсталляции - пространственной композиции – главное действо, на фоне которого разворачивается коллективная перформативная программа.
Автор проекта, идейный вдохновитель – правнучка Алексея Елисеевича Анастасия Кулаковская. Для воплощения идеи объединения представителей современной творческой интеллигенция Анастасия собрала вокруг себя участников творческих групп "Архетип" и "Культура Якутии". Эти две группы выступают организаторами и основной движущей силой проекта. Идею поддержали глава города Евгений Григорьев и председатель Союза художников Якутии Ольга Скорикова. Ольга Афанасьевна и подала мысль создания одной общей инсталляции вместо сборной выставки.
Коллективное художественное произведение должно символически осмыслить всю глубину и масштаб пророческой мысли писателя.
Целью проекта является формирование не просто коллективного произведения, а коллективного высказывания, рефлексии о фундаментальных идеях и смыслах, выраженных в творчестве Кулаковского. Одной из основных идей творческой концепции Кулаковского является тема объединения и в данном контексте важной составляющей проекта стала практика партисипаторность - культуры соучастия.
Авторами инсталляции стали Ольга Скорикова, Михаил Старостин, Дьулустан Бойтунов, Туяра Шапошникова, Дария Дмитриева, Кирилл Гаврильев, Сардаана Иванова, Николай Чоччасов, Георгий Решетников, Мария Гуляева, Эдита Степанова, Александра Неустроева, Людмила Федорова, Надежда Комиссарова, Устинья Догордурова, Лена Васильева, Наталья Гаврильева, Анна Саввина, Эркин Алексеев, Саргылана Скрябина и др.
В создании инсталляции принимали участие студенты Арктического государственного института культуры и искусства и Якутского художественного колледжа им. П.П. Романова, а также волонтеры, друзья и родные художников.
Основным художественным образом и центральным символом стал мифический Өксөкү как метафизическая проекция, бестелесный тотемный зверь, странствующий по миру для того, чтобы поведать устами писателя истину о тех процессах, которые происходят за пределами видимых границ. Используя образ птицы как метафору, фигуру шамана как ясный и почитаемый символ, Алексей Кулаковский видел своей задачей донести до своих земляков, современников тревожащую его правду о настоящем и будущем мира людей.
Фразы, взятые из произведений писателя наполнили пространство осязаемым, ощутимым звучанием, шелестом и звоном певучего якутского языка.
77 фраз семантически отсылают нас к строкам наставлениям из «Сновидения шамана»:
«Семьдесят семь их тайн
Мы умом должны воспринять,
Мощь их знаний в себя впитать,
Впредь, как раньше в медных божков,
Веря в науку, чтоб ею вскормить
Душу-Родительницу саха»
Три колонны, символически осмысленны как три сэргэ, установленные Алексеем Елисеевичем в трех улуусах республики в с. Арылах Чурапчинского улуса в 1904 году, в местности Онхой, в местности Аьыкай Верхне-Вилюйского улуса в 1905, в местности Урэх-Терде, находящееся возле с. Томтор Оймяконского улуса в 1924 году.
Все три сэргэ, по замыслу писателя, олицетворяют сакральное понятие Yс кут (Три души) - Ийэ кут (мать-душа), Буор кут (земля-душа), Салгын кут (воздух-душа).
Идеи и мысли Кулаковского были и остаются передовыми, пророческими, сегодня они актуальны и нужны как никогда, они приобретают новые смыслы, помогая нам в поиске верных векторов для движения в будущее.
Страница проекта в соц сетях: @kulakovskii1877
Иммерсивная выставка «Первообразы олонхо» творческой группы «Архетип»
Основной идеей проекта является исследование тех архетипических образов, которые, будучи продуктом коллективного бессознательного, лежат в основе творческого мышления и художественного продукта в целом, в частности, тех архетипов, которые формировали на протяжении истории народа саха, сюжет и поэтическое полотно эпоса олонхо.
Главным вопросом, задаваемым себе автором, стал вопрос о том, как рождалось олонхо и как его, передавая из уст в уста, трансформировали сказители до литературной систематизации Ойунского. Фольклорный материал, собранный, обработанный и облеченный в литературную форму Платоном Ойунским, состоял из тысяч самых причудливых образов, рожденных из страхов и попытки наших предков осмыслить окружающий мир.
Перед авторами была поставлена задача максимально оттолкнуться от классического восприятия олонхо, транслируемого через литературное произведение «Нюргун Боотур Стремительный», канонической визуализацией его сюжета и персонажей посредством иллюстраций Владимира Карамзина, Эллэя Сивцева, Тимофея Степанова и создать проект-миф, артикулируя архетипическими символами и психологическим погружением в сознание поколений, создававших эпос.
В процессе поиска и вычленения из абстрактного понятия архаического мировосприятия конкретных архетипических образов авторы попытались проследить процесс формирования мифа, как единственно возможного для наших предков способа моделирования мира и самоидентификации.
В ходе развития проекта каждый автор примерял на себя роль олонхосута-сказителя, транслируя или создавая свой собственный миф, трансформируя свой творческий процесс в мифотворчество, позиционируя свое искусство, как способ самоидентификации и рефлексии, оперирующим теми же архетипическими сюжетами и образами, взятыми из глубин коллективной памяти, исследуя те культурные слои, которые относятся к периодам, когда люди, не причисляя себя к определенной нации или народности, были частью общего…
Участники проекта:
1. Антонина Шадрина @tonyashadrina
2. Роман Шадрин @shadrin.roman
3. Надежда Комиссарова @nady_komssrv
4. Александра Неустроева @suorat
5. Людмила Федорова @liudmila_evdokimovna
Персональная выставка Михаила Старостина «Следы на снегу»
На выставке автор объединил работы разных лет, от ранних офортов 90-х гг. до новейших живописных работ 2020 и 2021 годов.
Основная идея и смысловая канва творчества художника, сконцентрированная на образе севера и северного человека, воплотилась на выставке в образе тундры, в ее метафизической проекции.
На протяжении многих лет в своем творчестве Михаил Старостин исследует модель мира северного человека, его систему ценностей и то, как он выстраивает свои жизненные координаты в огромном пространстве тундры. В произведениях автора человек вписан в среду, наполненную порой только звонкой пустотой, воздухом и северным ветром, в сюжетах сплетаются истории из прошлого, настоящего и альтернативная реальность.
Основной темой выставки стал образ тундры, прежде всего в метагеографическом аспекте, тундра как особая философия жизни, «культура не малых народностей, а культура больших пространств»*, культура не выживания, а жизни в гармонии с землей, культура не стремящаяся оставить физический след. Каждая работа автора несет в себе глубинное понимание особой самоидентификации северного человек, его мировоззренческую установку на то, что человек должен оставить после себя землю чистой.
Технологии кочевников севера, созданные ими за 30 000 лет освоения Арктики, удивительны образом коррелируются с наиболее прогрессивными идеями современного общества, стремящегося к разумному потреблению, переработке, меньшему объему материальных ценностей. Так, ставший хрестоматийным в творчестве художника персонаж Странника несет с собой свой скарб, лишь те необходимые для жизни вещи, которые ему нужны на его пути, эта легкость приходит с многовековым опытом, с умением отвести каждому предмету особую роль. Странник легко несет в себе мудрость предков и все дни своей жизни, оставляя за собой только легкий след, подобный линии оставленной художником на белом листе бумаги.
Следы на снегу заметает ветер, жизнь кочевников тундры проходит в одном ритме с природой, с живым миром, населяющим настолько величественные по охвату территории, что их сложно осознать, но можно очень тонко чувствовать. Сменяются поколения оленеводов и остаются их песни, танец, подсмотренный у птиц, остается искусство согреваться своим теплом, не остается ни гигантских строений, ни памятников, ни курганов, ни храмов только следы на снегу…
Елена Васильева
Подробнее о художнике и его творчестве вы можете узнать:
- на сайте Михаила Старостина mstarostin.ru
- на странице в instagram @starostin8947
*А.В. Головнев, из статьи «Традиции и опыт кочевых северных народов помогут в современном освоении Арктики», сайт Министерства науки и высшего образования РФ, 02.07.2020 г.
Выставка состоит из авторских костюмов, керамики, меховых изделий, графических и живописных работ известной народной мастерицы, модельера Августины Николаевны Филипповой, а также произведений, посвященных ей, таких как парадный портрет Августины Николаевны кисти живописца, члена Союза художников России Марианны Михайловны Лукиной и галереи образов по мотивам костюмов модельера, созданных студентами Арктического государственного института культуры и искусства.
2015 - «оБлики. ДааДар», Выставочный зал НХМ РС (Я), Якутск.
2017 - «Орто сайылык», Выставочный зал НХМ РС (Я), Якутск
Н А Г Р А Д Ы
1999 - Лауреат республиканского конкурса «Арт-Саха», «Лучшее произведение года» в номинации графика.
2000 - Первый лауреат независимой общественной премии им. Валериана Васильева для молодых художников РС(Я).
2011 - Заслуженный деятель искусств РС (Я).
2016 - Диплом 1 степени в номинации «Изобразительное искусство» международной Якутской биеннале современного искусства БИ-16 «Дети земли».
К У Р А Т О Р С К И Е П Р О Е К Т Ы
2009 - Выставка Союза художников Якутии «На земле Олонхо», Сахалинский художественный музей, Южно-Сахалинск.
2015 - Передвижная выставка «Графическая школа Афанасия Мунхалова», Якутск, Чурапча, Красноярск, грант главы РС (Я). Грант РС(Я).
2016 - Международный выставочный проект «Искусство Арктики-2016. Точка схода», Национальный художественный музей РС(Я), Якутск.
2018 - Проект паблик-арт «Арт-мунха. Мой Север-2018» им. А.П. Мунхалова. Грант РС(Я).
«ЗНАКОМАЯ СИНЯЯ ПТИЦА»
Новые условия реальности, в которые погрузился весь мир, стали испытанием для людей, сложная эмоционально нагруженная атмосфера тревожности стала доминирующей в обществе. Как обрести гармонию в этом быстро меняющемся мире? Художник Туйаара Шапошникова, транслируя свои чувства в художественные образы, предлагает осознать мгновения радости и ощущение счастья, которые пронизывают нашу жизнь. Формирование эмоционального опыта человека в течении всей жизни не может исчезнуть без следа, поиск гармонии в своем внутреннем мире, вот путь который предлагает художник.
Название выставки «ЗНАКОМАЯ СИНЯЯ ПТИЦА», вызывает ассоциации с чем то очень хорошо знакомым, может забытым, но от этого не менее волнующим. Выставочное пространство становится средством коммуникации, помогающим нащупать один из множества векторов интерпретации увиденного, формирующим пространство перехода зрительных образов в чувственные.
Генная память художника, основанная на глубоком уважении к своим корням, выражается в создании современного, мифологического языка, которым автор рассказывает историю своего народа, так в работе «Хозяйка», радость повседневного труда наделяет работы огромной энергетикой, которую несет обращение к изначальным, даже можно сказать архаичным образам, выраженным в форме и цвете.
Ограниченное пространство листа, с которым работает художник, таит в себе загадку, предлагая прочесть ее в знаках, символах, условных сигналах, которыми полны работы Туйаары, и эта, некая зашифрованность, придает особую прелесть графическим листам.
Термин «уникальная графика», это графические листы, которых нет возможности тиражировать, выполнены графическими материалами в смешанной технике, представлены на выставке в полном объёме.
Структура пластического мышления Туйаары Шапошниковой позволяет свободно соединять глаз внутреннего наблюдателя с исследованием окружающего мира вокруг, транслирующего свои ощущения в художественные образы, в концентрированной форме отражающие события сегодняшнего дня. Зрительный образ, отделенный от физического тела, некая камера-обскура, где внутренний наблюдатель следит за внешним миром. И этот мотив присутствует в нескольких работах, некий внутренний глаз, исследующий мир вокруг. И это не пассивный наблюдатель, он не только смотрит, но и продуцирует свои ощущения. Дождь, дуновение ветра, наблюдение за изменяющемся миром, все это заставляет прислушаться к себе, что может послужить началом путешествия, путешествия по внутренним мирам…
ЛИКИ ВСЕЛЕННОЙ
Кирилл Петрович Гаврильев (Кинтэн) родился 18 июня 1955 года в c. Рассолода Мегино-Кангаласского района Якутской АССР. С 1961 по 1969 - учился в Рассолодинской восьмилетней школе, с 1969 по 1972 – учеба в Тыллыминской средней школе с. Ломтука. С 1973 по 1979 – учеба в Якутском художественном училище. Во время учебы в училище был призван в ряды Советской Армии. С 1979-1985 годы учился на факультете живописи в Ленинградском художественном институте им. И. Е. Репина у профессоров Академии художеств А.Д. Зайцева, В.В. Соколова, Л.А. Худякова. Успешно защитил дипломную работу «Весна в тундре». С 1986 года участник различных республиканских, молодежных выставок.
…Есть такие удивительные люди, талантливые и помеченные создателем с колыбели, которые словно ловят радар и постигают основной, глубинный, бесконечно космический смысл вселенной. Знают и ведают уже с самого начала своего пути, и даже намного раньше, главный концепт бытия, «помнят» своей матричной памятью рождение и сотворение из тысячелетия в тысячелетие разных миров, «слышат» в бескрайней космической прохладе движение звука, частиц и материи, «внемлют» бесконечному божественному дорҕоону земли – таким человеком-творцом является художник-живописец Гаврильев Кирилл.
Смысловым ядром новой персональной выставки с животрепещущим названием «Лики Вселенной» стала религиозно-философская карта мироздания, составленная автором на основе досконального изучения такого благодатного и, одновременно сложного материала, как героический эпос Олонхо. Рассмотрев аутентичные тексты первоисточников из разных улусов, художник вывел буквально по крупицам многие константы, интересные дефиниции, проследил философские мотивы зарождения и сотворения мира, неба, тонкую, глубоко национальную материю возникновения различных вероисповеданий. Подобная прочная культурная почва, плодородно напитанная литературными, философскими и филологическими мотивами эпоса, не могла не отразиться, не прорасти прочными видимо-невидимыми корнями во все искусство художника, пронизывая его творческий путь с самого начала.
Одной из интересных работ раннего периода можно назвать полотно «Алгыс» (1997) из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). В условности решения композиции ощутим дух древнего нативного искусства. Декоративная организация холста несет в себе логику ритмического и цветового решения как бы замешанных на истоках изобразительного начала, когда цвет утрачивает строгую конкретность и приобретает значение символа. Весь холст буквально проникнут торжественностью, особой сакральной целостностью. Плоскостное изображение, без стремления создать иллюзию глубины пространства, позволяет воспринимать все действие сразу. Фигуры, предстоящие крупно и во весь холст, торжественно медленная ритмика их движений, содействуют передаче ритуальности, моментов жизни далекого прошлого. Аутентичным и, вместе с тем, подобным иконическому образу является произведение «Лик» (второе название «Чыҥыс-Хаан» (1999), где живописец воплотил образ творца-демиурга в обличии тюрка. Подобная корреляция образов, наложение одного на другой говорит о глубинной генетической памяти живописца, восходящей к пониманию миросозерцания скотовода-кочевника о единстве Бога, о его неделимости и вездесущности.
Оригинально и глубоко современно мастер вводит в свою систему художественных образов окружающих его людей, они словно входят в мифопоэтическую ткань мира его произведений и буквально «живут» там своей жизнью, меняя своим существованием реальность авторского искусства, создают новые аллюзии, отсылают Зрителя к каким-то другим сновидениям и мыслям. Интересными в этой галерее являются следующие работы – «Портрет народного артиста Республики Саха (Якутия) Герасима Васильева» (2004), «Портрет Гаврила Колесова», «Портрет кардиохирурга Захарова Петра Ивановича, доктора медицинских наук, профессора СВФУ им. М.К. Аммосова» (2021), «Аҕам кыстыга» (2022), «Портрет Эдьий Доры – Кобяковой Федоры Иннокентьевны» (2022) и др.
Интересно, как художник трансформирует и преобразует материальный, вещный мир культуры саха в своих работах, где буквально «оживают», вертятся, вибрируют и звучат чорооны, убранство урасы, кытыйа, где сакральная Вещь доминирует над Человеком, вводит его в своеобразную священную круговую систему взаимослужения и взаимоуважения, является его Началом – «Судьба» (2022), «Куйаар уустара» (2022), «Небесная благодать» (2022), «Посуда предков. Осмысление» (2022), «Небесная ураса» (2020), «Торжество лета» (2022). В основе данных произведений лежит глубокий древний архетип о бесконечном почитании якутского народа ритуальной посуды, являющейся данностью праздника Ысыах. Реальность, сотканная в данных произведениях, зачаровывает и манит, погружает в некий транс, подобный прослушиванию долгого сказа.
Мощно и глубоко гуманистически живописец изображает обнаженное тело человека. Человек в его работах наг и, при этом, абсолютно безгрешен. Будь то Адам или Ева («Адам» (2010), «Ева» (2010), «Идущий» (2021), «Человек – Вселенная» (2022), «Единство» (2022), «Ийэ-Кут», «Таптал» и др. – все произведения, центром композиции которых является обнаженная натура, вместе с тем, привлекают своей чистотой, особой священностью.
Большое значение в искусстве мастера несут в себе авторские размышления о сотворении мира и материи вообще. Неким посылом в далекое будущее, повествованием о ликах Вселенной можно считать такие произведения, как «Дорҕоон», «Сказитель», «Аан Алахчын» (2002), «Взгляд» (2022), «Воспитание», «Вознесение» и т.п.
Графика Гаврильева К.П. подобна пиктографическим знакам, в ней даже более усиленно выразилось интуитивное стремление художника к наскальным рисункам, как к неким первоистокам искусства на сибирской земле. Автор широко использует и скифские мотивы, а также знаки-метки для живого скота под общим названием тамга.
Экспозиция «Лики Вселенной» послужит неким откровением мастера, его сказом об искусстве, рождении миров, героическом эпосе Олонхо и о мире в целом.
Татьяна Басхардырова научный сотрудник НХМ РС (Я) член Союза художников Якутии
ЭЙГЭ-2022
В рамках первой республиканской премии в сфере архитектуры и дизайна "ЭЙГЭ-2022" в Центре культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина представлена масштабная выставка «Российская архитектура. Новейшая эра».
Этот проект под кураторством бюро Asadov, архитектурного критика Елены Петуховой и главного редактора журнала «Проект Россия» Юлии Шишаловой — фактически первая попытка системно проанализировать то, что происходило в отечественном зодчестве с 1989 года. Проект был представлен в Музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве в мае-июне 2019 года, в ноябре 2019 года показан в Санкт-Петербурге с дополненной локальной экспозицией «Пространство и контекст». В этом году в рамках Архитектурной премии "ЭЙГЭ" выставка впервые представлена и в Якутске.
"Нами была проведена достаточно обширная работа по сбору непредвзятых мнений. Для этого мы привлекли большое количество экспертов со всей страны. Для нас было важно понять, какие объекты из недавнего прошлого действительно были знаковыми и претендуют на полную картину того интересного, что происходило в архитектуре за последние три десятилетия. Для нас важно, что якутская выставка является не только результатом, но и неким промежуточным этапом. Мы надеемся дополнить ее наиболее интересными проектами, которые есть в Якутии, чтобы республика была отмечена в общем исследовании и общей архитектурной карте страны", - отметил Никита Асадов.
Выставка "30 лет новейшей архитектурной истории России" дополнена местным контентом. В год 390-летия Якутска представлена экспозиция развития города Якутска за 2010-2022 годы. Также на выставке представлен специальный фотопроект ведущего архитектора Центра компетенций по вопросам городской среды Якутии LETO Сергея Барахова.
Кроме этого, на выставке впервые представлены мастер-планы 8 якутских городов, которые были разработаны в этом году.
"Сегодня стратегия развития городов является основным направлением нашей работы. По поручению главы Якутии в этом году мы разработали не только мастер-планы крупных городов как Якутск, Нерюнгри и Мирный, но и малых городов: Ленск, Томмот, Олекминск, Алдан и, как пример сельских поселений, Намской агломерации.
Разработка мастер-планов малых городов стала для нас главной вехой 2022 года. Сегодня Центр компетенций по вопросам городской среды LETO, который является структурным подразделением Фонда будущих поколений РС(Я), имеет возможность привлекать лучшие силы в стране для развития нашей республики", - поделилась на открытии выставки главный архитектор Якутии Ирина Алексеева.