ВЫСТАВКИ
В Центре культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Иммерсивная выставка «Первообразы олонхо» творческой группы «Архетип»
Основной идеей проекта является исследование тех архетипических образов, которые, будучи продуктом коллективного бессознательного, лежат в основе творческого мышления и художественного продукта в целом, в частности, тех архетипов, которые формировали на протяжении истории народа саха, сюжет и поэтическое полотно эпоса олонхо.

Главным вопросом, задаваемым себе автором, стал вопрос о том, как рождалось олонхо и как его, передавая из уст в уста, трансформировали сказители до литературной систематизации Ойунского. Фольклорный материал, собранный, обработанный и облеченный в литературную форму Платоном Ойунским, состоял из тысяч самых причудливых образов, рожденных из страхов и попытки наших предков осмыслить окружающий мир.

Перед авторами была поставлена задача максимально оттолкнуться от классического восприятия олонхо, транслируемого через литературное произведение «Нюргун Боотур Стремительный», канонической визуализацией его сюжета и персонажей посредством иллюстраций Владимира Карамзина, Эллэя Сивцева, Тимофея Степанова и создать проект-миф, артикулируя архетипическими символами и психологическим погружением в сознание поколений, создававших эпос.

В процессе поиска и вычленения из абстрактного понятия архаического мировосприятия конкретных архетипических образов авторы попытались проследить процесс формирования мифа, как единственно возможного для наших предков способа моделирования мира и самоидентификации.

В ходе развития проекта каждый автор примерял на себя роль олонхосута-сказителя, транслируя или создавая свой собственный миф, трансформируя свой творческий процесс в мифотворчество, позиционируя свое искусство, как способ самоидентификации и рефлексии, оперирующим теми же архетипическими сюжетами и образами, взятыми из глубин коллективной памяти, исследуя те культурные слои, которые относятся к периодам, когда люди, не причисляя себя к определенной нации или народности, были частью общего…



Участники проекта:

1. Антонина Шадрина @tonyashadrina

2. Роман Шадрин @shadrin.roman

3. Надежда Комиссарова @nady_komssrv

4. Александра Неустроева @suorat

5. Людмила Федорова @liudmila_evdokimovna

Иммерсивная выставка «Первообразы олонхо» творческой группы «Архетип»
Основной идеей проекта является исследование тех архетипических образов, которые, будучи продуктом коллективного бессознательного, лежат в основе творческого мышления и художественного продукта в целом, в частности, тех архетипов, которые формировали на протяжении истории народа саха, сюжет и поэтическое полотно эпоса олонхо.

Главным вопросом, задаваемым себе автором, стал вопрос о том, как рождалось олонхо и как его, передавая из уст в уста, трансформировали сказители до литературной систематизации Ойунского. Фольклорный материал, собранный, обработанный и облеченный в литературную форму Платоном Ойунским, состоял из тысяч самых причудливых образов, рожденных из страхов и попытки наших предков осмыслить окружающий мир.

Перед авторами была поставлена задача максимально оттолкнуться от классического восприятия олонхо, транслируемого через литературное произведение «Нюргун Боотур Стремительный», канонической визуализацией его сюжета и персонажей посредством иллюстраций Владимира Карамзина, Эллэя Сивцева, Тимофея Степанова и создать проект-миф, артикулируя архетипическими символами и психологическим погружением в сознание поколений, создававших эпос.

В процессе поиска и вычленения из абстрактного понятия архаического мировосприятия конкретных архетипических образов авторы попытались проследить процесс формирования мифа, как единственно возможного для наших предков способа моделирования мира и самоидентификации.

В ходе развития проекта каждый автор примерял на себя роль олонхосута-сказителя, транслируя или создавая свой собственный миф, трансформируя свой творческий процесс в мифотворчество, позиционируя свое искусство, как способ самоидентификации и рефлексии, оперирующим теми же архетипическими сюжетами и образами, взятыми из глубин коллективной памяти, исследуя те культурные слои, которые относятся к периодам, когда люди, не причисляя себя к определенной нации или народности, были частью общего…



Участники проекта:

1. Антонина Шадрина @tonyashadrina

2. Роман Шадрин @shadrin.roman

3. Надежда Комиссарова @nady_komssrv

4. Александра Неустроева @suorat

5. Людмила Федорова @liudmila_evdokimovna

Персональная выставка Михаила Старостина «Следы на снегу»
На выставке автор объединил работы разных лет, от ранних офортов 90-х гг. до новейших живописных работ 2020 и 2021 годов.

Основная идея и смысловая канва творчества художника, сконцентрированная на образе севера и северного человека, воплотилась на выставке в образе тундры, в ее метафизической проекции.

На протяжении многих лет в своем творчестве Михаил Старостин исследует модель мира северного человека, его систему ценностей и то, как он выстраивает свои жизненные координаты в огромном пространстве тундры. В произведениях автора человек вписан в среду, наполненную порой только звонкой пустотой, воздухом и северным ветром, в сюжетах сплетаются истории из прошлого, настоящего и альтернативная реальность.

Основной темой выставки стал образ тундры, прежде всего в метагеографическом аспекте, тундра как особая философия жизни, «культура не малых народностей, а культура больших пространств»*, культура не выживания, а жизни в гармонии с землей, культура не стремящаяся оставить физический след. Каждая работа автора несет в себе глубинное понимание особой самоидентификации северного человек, его мировоззренческую установку на то, что человек должен оставить после себя землю чистой.

Технологии кочевников севера, созданные ими за 30 000 лет освоения Арктики, удивительны образом коррелируются с наиболее прогрессивными идеями современного общества, стремящегося к разумному потреблению, переработке, меньшему объему материальных ценностей. Так, ставший хрестоматийным в творчестве художника персонаж Странника несет с собой свой скарб, лишь те необходимые для жизни вещи, которые ему нужны на его пути, эта легкость приходит с многовековым опытом, с умением отвести каждому предмету особую роль. Странник легко несет в себе мудрость предков и все дни своей жизни, оставляя за собой только легкий след, подобный линии оставленной художником на белом листе бумаги.

Следы на снегу заметает ветер, жизнь кочевников тундры проходит в одном ритме с природой, с живым миром, населяющим настолько величественные по охвату территории, что их сложно осознать, но можно очень тонко чувствовать. Сменяются поколения оленеводов и остаются их песни, танец, подсмотренный у птиц, остается искусство согреваться своим теплом, не остается ни гигантских строений, ни памятников, ни курганов, ни храмов только следы на снегу…

Елена Васильева

Подробнее о художнике и его творчестве вы можете узнать:

- на сайте Михаила Старостина mstarostin.ru

- на странице в instagram @starostin8947

*А.В. Головнев, из статьи «Традиции и опыт кочевых северных народов помогут в современном освоении Арктики», сайт Министерства науки и высшего образования РФ, 02.07.2020 г.

Выставка, посвященная творчеству модельера Августины Николаевны Филипповой
Выставка состоит из авторских костюмов, керамики, меховых изделий, графических и живописных работ известной народной мастерицы, модельера Августины Николаевны Филипповой, а также произведений, посвященных ей, таких как парадный портрет Августины Николаевны кисти живописца, члена Союза художников России Марианны Михайловны Лукиной и галереи образов по мотивам костюмов модельера, созданных студентами Арктического государственного института культуры и искусства.

Участники

Августина Филиппова @filippovaavgustina

Творческая мастерская Марианны Лукиной @agiki.ru

Мира Аргунова @mira_art_ykt

ТУЙААРА ШАПОШНИКОВА

Член союза художников России, заслуженный деятель искусств РС(Я), профессор Арктического государственного института культуры и искусств.

Родилась 25 мая 1967 г., г. Якутск, Якутской АССР.

1986 - Якутское художественное училище.

1993 - Красноярский государственный художественный институт, отделение станковой графики (мастерская проф. В.Н. Петрова-Камчатского).

1993– 1996 - Творческая мастерская графики Российской академии художеств в Красноярске (рук. Н.Л. Воронков – проф., действ. член РАХ).

П Е Р С О Н А Л Ь Н Ы Е В Ы С Т А В К И

1996 - «Утум уран», с. Хамагатта, с. Нам, Якутск, Москва.

1999 - «По течению», арт-галерея «Yргэл», Якутск.

2001- Выставка Туйаары Шапошниковой, Дом правительства №1, РС(Я), г. Якутск.

2009 - Выставка Туйаары Шапошниковой, НХМ РС(Я), Якутск.

2014 - «Река Лена. Айан Суола», Красноярск, Москва.

2015 - «оБлики. ДааДар», Выставочный зал НХМ РС (Я), Якутск.

2017 - «Орто сайылык», Выставочный зал НХМ РС (Я), Якутск

Н А Г Р А Д Ы

1999 - Лауреат республиканского конкурса «Арт-Саха», «Лучшее произведение года» в номинации графика.

2000 - Первый лауреат независимой общественной премии им. Валериана Васильева для молодых художников РС(Я).

2011 - Заслуженный деятель искусств РС (Я).

2016 - Диплом 1 степени в номинации «Изобразительное искусство» международной Якутской биеннале современного искусства БИ-16 «Дети земли».

К У Р А Т О Р С К И Е П Р О Е К Т Ы

2009 - Выставка Союза художников Якутии «На земле Олонхо», Сахалинский художественный музей, Южно-Сахалинск.

2015 - Передвижная выставка «Графическая школа Афанасия Мунхалова», Якутск, Чурапча, Красноярск, грант главы РС (Я). Грант РС(Я).

2016 - Международный выставочный проект «Искусство Арктики-2016. Точка схода», Национальный художественный музей РС(Я), Якутск.

2018 - Проект паблик-арт «Арт-мунха. Мой Север-2018» им. А.П. Мунхалова. Грант РС(Я).

«ЗНАКОМАЯ СИНЯЯ ПТИЦА»

Новые условия реальности, в которые погрузился весь мир, стали испытанием для людей, сложная эмоционально нагруженная атмосфера тревожности стала доминирующей в обществе. Как обрести гармонию в этом быстро меняющемся мире? Художник Туйаара Шапошникова, транслируя свои чувства в художественные образы, предлагает осознать мгновения радости и ощущение счастья, которые пронизывают нашу жизнь. Формирование эмоционального опыта человека в течении всей жизни не может исчезнуть без следа, поиск гармонии в своем внутреннем мире, вот путь который предлагает художник.

Название выставки «ЗНАКОМАЯ СИНЯЯ ПТИЦА», вызывает ассоциации с чем то очень хорошо знакомым, может забытым, но от этого не менее волнующим. Выставочное пространство становится средством коммуникации, помогающим нащупать один из множества векторов интерпретации увиденного, формирующим пространство перехода зрительных образов в чувственные.

Генная память художника, основанная на глубоком уважении к своим корням, выражается в создании современного, мифологического языка, которым автор рассказывает историю своего народа, так в работе «Хозяйка», радость повседневного труда наделяет работы огромной энергетикой, которую несет обращение к изначальным, даже можно сказать архаичным образам, выраженным в форме и цвете.

Ограниченное пространство листа, с которым работает художник, таит в себе загадку, предлагая прочесть ее в знаках, символах, условных сигналах, которыми полны работы Туйаары, и эта, некая зашифрованность, придает особую прелесть графическим листам.

Термин «уникальная графика», это графические листы, которых нет возможности тиражировать, выполнены графическими материалами в смешанной технике, представлены на выставке в полном объёме.

Структура пластического мышления Туйаары Шапошниковой позволяет свободно соединять глаз внутреннего наблюдателя с исследованием окружающего мира вокруг, транслирующего свои ощущения в художественные образы, в концентрированной форме отражающие события сегодняшнего дня. Зрительный образ, отделенный от физического тела, некая камера-обскура, где внутренний наблюдатель следит за внешним миром. И этот мотив присутствует в нескольких работах, некий внутренний глаз, исследующий мир вокруг. И это не пассивный наблюдатель, он не только смотрит, но и продуцирует свои ощущения. Дождь, дуновение ветра, наблюдение за изменяющемся миром, все это заставляет прислушаться к себе, что может послужить началом путешествия, путешествия по внутренним мирам…

Иммерсивная выставка Первообразы олонхо
ПОДРОБНЕЕ
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
СЛЕДЫ НА СНЕГУ
Выставка, посвященная творчеству модельера Августины Николаевны Филипповой
ЗНАКОМАЯ СИНЯЯ ПТИЦА
ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ